История возникновения сальсы: вся правда о зажигательном танце

Традиционно считается, что сальса – это кубинский народный танец. Безусловно, мало кто осмелится отрицать причастность крупнейшего острова Вест-Индии к этому зажигательному действу, однако на самом деле не все так однозначно: его корни идут от европейской и африканской культур, традиций Латинской и Центральной Америки, а также стран Карибского бассейна. Именно этот симбиоз и привел к созданию неповторимого сплава ритмов и фигур, впитавших в себя колорит Кубы, Пуэрто-Рико, Венесуэлы, Панамы, Колумбии… С чего же все начиналось?

Ее знаменитые предки

  • Дансон – первый оригинальный жанр в парном исполнении, сохранявший звание национального танца Кубы приблизительно до начала двадцатого века.
  • • Сон – народный танец, сопровождающийся в основном ударными, который воплотил в себе стихийную экспрессию. Благодаря ему музыка кубинцев стала постепенно избавляться от ритмических традиций и приобретала свободу творчества. Ни один предшествующий ему жанр не знал такого богатства ритмики и сочности звучания: неслучайно именно сон считается самым близким «родственником» героини нашего рассказа.
  • Румба – яркая адаптация африканских ритмов под особенности европейской музыкальной культуры. Известны три разновидности румбы: знаменитое «состязание» мужчины и женщины, обязательно в откровенной одежде и экстравагантной танцевальной обуви (представление под колоритным названием «гуагуанко»), медленная степенная «ямбу», а также ее деревенская вариация «колумбия».
  • Гуахиро – музыка белых кубинских крестьян – еще один знаменитый «предок» нашей героини. Последняя переняла от него искусство импровизации, которым славились гитаристы и исполнители этого не слишком разнообразного с точки зрения мелодичности жанра.

Мамбо, ча-ча-ча, соул, или Что еще имеет отношение к истории возникновения сальсы?

Влияние американской культуры сыграло забавную шутку с кубинской музыкой: полюбившиеся многим сон и дансон на фоне звучания джазовых произведений приобрели налет «старомодности». В попытках возродить аутентичное искусство появились множественные музыкальные эксперименты, объединявшие традиционные ритмы, в том числе экзотические барабаны, а также новые для кубинцев саксофоны и другие медные духовые. Многие из новосозданных тогда стилей так и не прижились, но тем не менее процесс ассимиляции жанров уже было не остановить.

Сальса – это симбиоз сразу нескольких культур, а не исконно кубинский народный танец
Сальса – это симбиоз сразу нескольких культур, а не исконно кубинский народный танец

«Скрестить» латиноамериканскую музыку (дансон и сон-монтуно) и североамериканский джаз одним из первых попробовал музыкант Перес Прадо, вследствие чего несколько десятилетий на пике славы была зажигательная мамбо. В число музыкальных направлений, которые также прижились, входит небезызвестная ча-ча-ча, авторство которой приписывают скрипачу Энрике Хоррину. Ее ритмическая структура показалась американцам более понятной, чем сложная мамбо.

60-е гг. ознаменовались появлением рок-н-ролла, которому латиноамериканская музыка смогла противопоставить сначала только соул и фанк, а точнее их разновидности латин-соул и латин-фанк (известные в узких кругах также как бугалу, хала-хала или шинг-а-линг). Именно на фоне этих направлений и началась история возникновения непосредственно сальсы, которая выигрывала у них в одном принципиальном моменте. В каком же?

Несмотря на видимое сходство с латиноамериканскими напевами, соул и фанк – творчество Испанского Гарлема – все сильнее отдалялись от них. В свою очередь, сальса должна была «осовременить» некогда любимые жанры сон, гуахире, гуараче и др., подав их под новым «соусом». Именно этого добивался Джонни Пачеко, основавший для этих целей компанию The Fania Records. Ее сотрудники искали новые таланты, свежее звучание, а также стремились записывать и продвигать в массы латиноамериканских исполнителей. Аутентичная кубинская музыка плюс новые популярные аккорды, усиленные ритмом и соответствующей одеждой для танцев, – именно такой стала новая формула успеха этого праздника души и тела для двоих.

Изначально под словом «сальса» скрывался просто бренд, объединяющий разные направления в музыке. Понадобилось около десяти лет, прежде чем под этим термином стали понимать собственно музыкальный стиль. Произошло это лишь в 1973 г.

Три ключевых десятилетия

Национальный кубинский танец сон – прародитель сальсы – исполнялся преимущественно под ударные
Национальный кубинский танец сон – прародитель сальсы – исполнялся преимущественно под ударные

Жесткое исполнение и драйв – вот основные черты той сальсы, которую продвигали музыканты под лейблом The Fania Records в 70-х гг. ХХ в. На смену некогда популярным развлекательным настроениям пришли социальные мотивы – «тренд» того времени. Однако уже спустя десять лет бунтарская составляющая отходит на второй план, и ее сменяет романтическая разновидность с умеренными мягкими движениями. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что это направление – лишь удачный коммерческий проект, и не считают его этапом естественного продолжения развития экспрессивной сальсы.

Переход танца в разряд классических и окончательное формирование его основных стилевых составляющих и канонов можно датировать 90-ми годами. До этого момента говорить об определенной структуре этого вида искусства было достаточно сложно: каждый новый оркестр привносил в произведение собственную ритмику, манеру исполнения и инструменты.

Сегодня танец стал международным явлением, превратившись в синтетический наднациональный жанр, поэтому считать его «собственностью» какой-то страны, будь то Куба или США по меньшей мере неточно. Как и некорректно спорить, чьих корней – кубинских, североамериканских, южноамериканских или карибских – в нем больше.