Исторический экскурс в мир бальных танцев

В том виде, к которому мы привыкли, бальные танцы сформировались примерно на рубеже XIX—XX вв., впитав в себя все лучшее не только из европейской, но и африканской и даже латиноамериканской культур. Узнать африканские корни в современных вариациях отточенных до совершенства фигур сегодня достаточно сложно, равно как и поверить, что некогда это искусство было привилегией высшего общества, а танцевать приходилось в помпезных высокопарных нарядах. Итак, тема сегодняшнего экскурса – история бальных танцев.

С чего все начиналось

Зажигательная латина всегда сопровождается стильными нарядами сочных цветов

Среди их прообразов называют и уличные балеты во Франции XII в., и танцевальное творчество скоморохов, в котором эксперты видят источник некоторых па западноевропейской программы. В XV-XVI вв. центрами расцвета бального искусства выступали Италия и Франция. В то время под сопровождение тромбона, двух-трех виол и четырех корнетов танцоры исполняли всего несколько несложных движений.

XVII в. принес новые фигуры и более изящную технику исполнения, что связано в первую очередь с изменением фасона одежды. Именно тогда в моду вошли укороченные платья, открывающие большую свободу движений. Наиболее весомый вклад в развитие этого направления сделали французские хореографы, а закономерным продолжением популяризации искусства стало открытие в 1661 г. Людовиком ХIV Парижской Академии танца.

Из Франции в Англию, или Несколько слов о первых турнирах СБТ

С XVIII в. начинаются парные выступления, однако они по-прежнему остаются далекими от массовых. Немного приблизило это действо к народу увлечение в XIX в. балами и маскарадами. Пальму первенства у Франции перехватывает Англия, где в 1924 г. история зафиксировала создание Отделения бальных танцев. Организация занималась разработкой стандартов для вальса, танго, квикстепа и медленного фокстрота – «представителей» нынешней европейской программы – и открыто игнорировало венский вальс, который был добавлен к этому квартету несколько позже. Латиноамериканские «составляющие» – румба, самба, пасодобль, джайв и ча-ча-ча – присоединились к этой «компании» лишь в 1940-х гг.

Первый Чемпионат мира по СБТ прошел в Париже в 1909 г., а после него наступила очередь крупнейшего фестиваля, стартовавшего в Блэкпуле (Англия) в 1920 г. До сегодняшнего дня турнир остается самым масштабным событием такого характера, в котором спортсмены из нескольких десятков стран танцуют под «живую музыку».

Эволюция одежды

По мнению специалистов, в заветную «десятку» вошли наиболее интересные с точки зрения ритмики и эмоций парные танцы, позволяющие создать глубокий художественный образ. Этому, несомненно, способствует танцевальная одежда, которая претерпела ряд серьезных изменений вместе с движениями и философией этого искусства.

Первые костюмы для балов не имели ничего общего с современной одеждой: они были пышными, тяжелыми, в них танцовщицы чувствовали себя несколько неуклюже, поэтому не могли позволить себе свободу движений. Цветовая гамма также не отличалась разнообразием: белый, розовый, нежные пастельные тона – на светских мероприятиях не приветствовались смелые эксперименты. Со временем костюмы эволюционировали, «приспосабливаясь» к новым па: юбки укорачивались, исчезали детали декора, усложняющие повороты и поддержки, а на смену пышным подъюбникам, рюшам и воланам пришли платья летящего силуэта из струящихся прозрачных тканей.

Прежние бальные наряды лишь отдаленно напоминают современные платья
Прежние бальные наряды лишь отдаленно напоминают современные платья

Сегодня моду на танцевальные наряды диктуют спортивные турниры и соревнования. Для европейской программы актуальны платья по щиколотку, хотя порой можно встретить и отголоски 60-х – пышные юбки с объемными подъюбниками, украшенные мехом или перьями. Из года в год на пике популярности остаются стразы. Зауженная талия и перчатки – обязательные атрибуты для женщин, а для мужчин – фрак или строгий темный костюм.

В свою очередь, латиноамериканская программа всегда впечатляла буйством красок и форм, откровенным креативным дизайном, фантазийным кроем с короткими юбками. Изменялось только количество и тип декора: в разные годы на пике славы были Сваровски, жемчуг, стеклярус, пайетки, камни, аппликации, перья, бахрома и, конечно, роскошные воланы – все непременно яркое и «сочное».

А с обувью что?

Что касается обуви для бальных танцев, она, разумеется, разная для латины и стандарта. Выполнять европейскую программу принято в туфлях классического раскроя, правда, справедливости ради отметим, что на рынке существует большой выбор материалов, цветов, аксессуаров и текстильной фурнитуры. То ли дело изделия для экспрессивной самбы, кокетливого ча-ча-ча или энергичного джайва: из года в год производители радуют удивительными фасонами из натуральной или искусственной кожи, а также сатина.

Обувь для бальных танцев должна быть не просто красивой, но и удобной!
Обувь для бальных танцев должна быть не просто красивой, но и удобной!